v
Развитие
мелкой моторики пальцев рук (шнуровка, бисероплетение и т.д.)
v
Развитие
психических процессов: восприятие (разрезная картинка 4, 5 части, формы и цвет,
«Что в мешочке?»)
v
Развитие
психических процессов: наглядно-образное мышление («Найди время года»,
«Сгруппируй картинки», «Почини коврик», «Сравни», «Расскажи»)
v
Развитие
пространственных представлений: схема собственного тела, ориентировка в
окружающем пространстве, ориентировка на листе бумаги («Положи верно»)
v
Развитие
количественных представлений («Посчитай», решение устных задач)
v
Развитие
памяти (заучивание потешек, считалок, стихотворений)
v
Расширять
представления об окружающем мире (календарь погоды, семья, понимание
родственных связей, места общего назначения, растения, животные, явления
общественной жизни)
v
Развитие
продуктивных видов деятельности (предметное рисование, конструирование)
Подборка игровых упражнений
ПАМЯТЬ
1. «Пары
картинок».
7-8
пар картинок, связанных друг с
другом по смыслу. Разложить их попарно перед ребенком.
Например: дерево - лес; дом - окно и
т.д. (возможны любые взаимосвязи
предметов).
Рассмотреть все рисунки и
постараться запомнить как можно больше картинок из правого ряда. Через 1-2
минуты убрать картинки из правого ряда, оставить нетронутым левый ряд.
Попросить ребенка, чтобы он, глядя на оставшиеся картинки, назвал те, которые
убраны.
2. «Пары
слов».
Предложить запомнить несколько слов
(начать можно с 5-6), предъявляя каждое из них в паре с другими словами.
Кошка-молоко, мальчик-машина, стол-пирог и т.д. и просите ребенка запомнить
второе слово из каждой пары. Затем называйте первое слово пары, а ребенок
должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно усложнить, увеличивая
количество пар.
3. «Запишем
сказку».
После чтения сказки (любого др.
текста), вспоминаете, о чем говорится в начале сказки. В квадрате-рамочке вы
схематично рисуете девочку около домика и говорите ребенку, что так можно
записать начало сказки. Затем рисуете еще одну квадратную рамку, рядом с первой
(можно соединить) и говорите, что в этом квадратике надо записать то, что было
дальше. Аналогично следует изобразить остальные эпизоды сказки или рассказа.
МЫШЛЕНИЕ
1. «Описываем различные
свойства предметов».
Описать любой предмет
или игрушку.
Вопросы: какого цвета?
Из чего сделана? Для чего предназначена? и т.д.
Усложнение: рассказать
сказку или историю об этом предмете.
Например:
"яблоко". Какое оно? В каких сказках, известных тебе, речь идет о
волшебном яблоке? Расскажи эти сказки.
"Попробуй придумать
какую-нибудь новую сказку или историю, где речь идет о яблоке или о яблоках.
2. «Продолжаем знакомство со
свойствами предметов».
Прячем игрушку.
Описываем ее ребенку (внешний вид, свойства спрятанного предмета). Ребенок
должен назвать, что это за предмет (игрушка).
3. «Кто летает?»
Цель: выделить
существенные признаки предметов. Задание: если ведущий называет кого-либо или
что-либо умеющее летать - дети разводят руки в сторону, если нет - не поднимают
руки.
4. «Съедобное –
несъедобное». (с мячом).
"Я буду называть
предметы, например: "яблоко, апельсин, сыр, мяч, окно, кукла, мел, лук,
книга и т.д. Если названный предмет съедобный, то вы должны поймать брошенный
мяч, если несъедобный - мяч не ловим.
5. Знакомимся с признаками
предметов с помощью загадок.
«Мохнатенькая,
усатенькая, молоко пьет, песенки поет».
«Спереди - пятачок, сзади - крючок, посредине -
спинка, а на
спине – щетинка».
«Нет ног, а хожу, рта нет, а скачу, когда спать, когда вставать,
когда работу начинать». «Голубой платок,
алый колобок, по
платку катается, людям улыбается». «Комочек пуха, длинное ухо, прыгает
ловко, любит морковку».
«Без крыльев летят, без
ног бегут, без паруса плывут».
6.Знакомство
со способами применения или
использования предметов.
Цель: перечислить как можно
больше способов применения предмета.
Пример: "Газета
используется для чтения. Ты можешь придумать другие способы ее
использования?" (варианты задания: книга, тетрадь, консервы, банка, ведро,
лопата, табуретка).
7. «Ищем одинаковые свойства предметов».
Задания:
1. В мешочек положить
несколько мелких вещей. Определить на ощупь, что это за вещи. Есть ли среди
предложенных вещей одинаковые..
2. Среди нескольких игрушек
или вещей отыскать одинаковые.
8. «Ищем различные свойства предметов».
Необходимо найти
предмет, фигуру, отличающуюся от других. Определить, чем отличается
предмет или фигура.
9. «Сравнение предметов».
1). Сравнивать предметы между собой, искать четыре сходства и различия. Материал:
геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник; 4-х цветов и
2-х размеров. (16 геометрических фигур больших 4-х видов и 4-хцветов; 16
геометрических фигур маленьких 4-хвидов и 4-х цветов).
Ø фигуры, отличающиеся двумя признаками;
Ø тремя признаками (подбери самые непохожие).
ВОСПРИЯТИЕ
«Рисование по опорным точкам».
Цель: развивать глазомер, уверенность руки и точность движений.
Взрослый
предварительно рисует контур предмета точками; предлагает провести по ним
сплошную линию. Затем ребенок раскрашивает предмет по своему усмотрению.
«Чего не хватает?»
Цель:
развитие целостности зрительного восприятия.
Назвать и
/ или дорисовать
недостающие детали изображения.
ВНИМАНИЕ
«Переплетенные линии».
«Кольца»
Зачеркивать кольца с определенным разрывом (вверху, внизу, слева, справа
и т.д.).
«Вам барыня прислала?»...
«Вам барыня прислала
туалет». «Да» и «нет» не говорите, черный с белым не
берите, вы поедите на бал ?»
(Далее диалог. Ведущий
«провоцирует» играющих говорить слова «да», «нет», «черный»,
«белый»).
«В магазине зеркал».
Цель: развитие наблюдательности,
внимания, памяти. Создание положительного эмоционального фона. Формирование
чувства уверенности, а также умения подчиняться требованиям другого человека.
Описание. Взрослый (а затем ребенок) показывает движения,
которые за ним в точности должны повторять все игроки.
Инструкция: «Сейчас я расскажу вам историю про обезьянку.
Представьте себе, что вы попали в магазин, где стоит много больших зеркал. Туда
вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и
подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки в
ответ состроили ей точно такие же рожицы. Она погрозила им кулаком, и ей из
зеркал погрозили. Она топнула ногой, и все обезьянки топнули. Что ни делала
обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения. Начинаем играть. Я
буду обезьянкой, а вы — зеркалами».
Примечание. На этапе освоения игры роль обезьянки выполняет
взрослый. Затем дети получают роль обезьянки. При этом необходимо следить,
чтобы со временем каждый ребенок мог выполнить
эту роль. Прекращать игру
необходимо на пике интереса детей, не допуская пресыщения, перехода в
баловство. Из игры могут выбывать те «зеркала», которые часто ошибаются (это
повышает мотивацию к игре).
«Что
слышно?»
Цель: развитие слухового внимания.
Оборудование: предметы, издающие знакомые детям звуки; ширма.
Описание: Ведущий предлагает детям послушать и запомнить
то, что происходит за дверью или ширмой. Затем он просит рассказать, что они
слышали. Побеждает тот, кто больше и точнее определит источники звука.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Что слышно?» и
узнаем, кто самый внимательный. Нужно в полной тишине в течение некоторого
времени (засекаю его я) внимательно слушать, что происходит за дверью (ширмой).
По окончании данного времени (1—2 минуты) необходимо назвать как можно больше
услышанных звуков. Чтобы каждому была дана возможность сказать, надо называть
услышанные звуки в порядке своей очереди. Повторять звуки при назывании
нельзя. Победит тот, кто больше всех назовет таких звуков».
Примечание. Можно играть как с группой детей, так и с одним
ребенком. Очередность в игре может быть установлена с помощью считалки.
Предметы, которые могут быть использованы для игры: барабан, свисток,
деревянные ложки, металлофон, детское пианино, емкости с водой для ее переливания
и создания звуков льющейся воды, стеклянные предметы и молоточек для стука по
стеклу и т.д.
«Слушай
звуки!»
Цель: развитие произвольного внимания.
Оборудование: фортепьяно или аудиозапись.
Описание: Каждый ребенок выполняет движения в соответствии
с услышанными звуками: низкий звук — становится в позу «плакучей ивы» (ноги на
ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому
плечу), высокий звук — становится в позу «тополя» (пятки вместе, носки врозь,
ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики
пальцев рук).
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Слушай звуки!» и
узнаем, кто из вас внимательно умеет слушать звуки фортепьяно. Есть низкие
звуки (прослушивание) и высокие звуки по звучанию (прослушивание). Играть будем
так: если вы услышите низкие звуки фортепьяно, то должны будете встать в позу
«плакучей ивы» (показ с комментариями). Давайте все станем в позу «плакучей
ивы». Вот так. Ну а если вы услышите высокие звуки фортепьяно, то должны будете
принять позу «тополя» (показ с комментариями). Давайте мы все примем эту
позу «тополя». Будьте внимательны! Начинаем играть».
Примечание. Необходимо чередовать звуки, постепенно
увеличивая темп.
«Узнай по
голосу-1».
Цель: развитие слухового внимания, формирование умения
узнавать друг друга по голосу.
Оборудование: платок или повязка для завязывания глаз.
Описание: Стоя по кругу, дети выбирают водящего, который,
находясь в центре круга с завязанными глазами, старается узнать детей по
голосу. Угадав игрока по голосу, водящий меняется с ним местами.
Инструкция: «Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру
«Узнай по голосу». Для этого необходимо встать в круг и выбрать водящего,
который с повязкой на глазах будет внимательно слушать голоса играющих. Тот,
кому я дам знак, произнесет любое слово своим голосом. Водящий должен угадать
игрока по голосу. Если он угадает игрока, то должен поменяться с ним местами:
игрок становится водящим, а водящий — игроком. Если же не угадает, то
продолжает быть водящим до тех пор, пока не узнает по голосу очередного игрока.
Начнем игру».
Комментариев нет:
Отправить комментарий